30 марта 2010

Осуждение «условно»

Не отрицаю саму форму наказания «условно» по решению суда. Странно выглядит сплошь и рядом применение этой формы.

Например, полковник милиции, начальник местного УВД избивает группу рабочих, угрожает оружием, оскорбляет граждан, унижает их человеческое достоинство. Суд признает его виновным, назначает наказание в виде лишения свободы «условно», запрета на занимание должностей в органах власти. Казалось бы, справедливость восторжествовала, порок наказан, преступник назван преступником. Но сам полковник вины своей не признал, его оценка своих поступков не изменилась, отношение к гражданам окружающего его сообщества осталось прежним. Он их продолжает презирать, считает их людьми низшего сорта.

Мировоззрение полковника никак не изменилось, да и не могло измениться. Это мировоззрение формировалось всю его жизнь, формировалось средой, в которой он рос, жил, служил. Измениться оно может только выниманием полковника из прежней среды и перемещением в другую на очень длительное время. В общественную среду, которая заставит его изменить свои взгляды, свое мировоззрение, свое отношение к людям.

Возможно еще изменение сознания человека в результате глубокого осмысления самой личностью своего жизненного пути, смысла человеческого существования. Но для этого необходим какой-то толчок в жизни, какие-то драматические или даже трагические события на жизненном пути. Ничего подобного в жизни полковника может и не случиться никогда. Останется он навсегда чванливым, грубым, жестоким придурком, не уважающим никого, признающим только диктат силы и вышестоящее начальство, когда оно рядом. И полковник до конца своей жизни будет приносить неприятности и горе окружающим, вполне возможно, совершит еще преступления на все той же почве неуважения к личности, к обществу.

С точки зрения общественных интересов, интересов других граждан полковника нужно помещать в резервацию (на поселение) с принуждением к выполнению определенных правил поведения, с постоянным воздействием на его сознание, с работой психологов.

А может, в нынешних российских условиях, при нынешних возможностях нужно было дать полковнику реальный лагерный срок, чтобы он на своей шкуре испытал все, что он делал по отношению к другим? Может, и осознал бы. По крайней мере, остерегался бы всю последующую жизнь. Хотя такая вероятность, я думаю, мала.

Комментариев нет: