Среди политиков, политологов, историков, журналистов и др. деятелей сейчас принято рассуждать так, что то апатичное состояние российского общества, когда чиновники у власти совершенно спокойно и как им заблагорассудиться распоряжаются ресурсами страны в своих собственных интересах, нарушают права граждан, не опасаясь объединенной борьбы граждан, есть результат исторического развития. В доказательство приводится вереница исторических событий и состояний, в которых существовало российское население в течение столетий. Это и византийское христианство, и татаро-монгольское иго, и жестокие царствования, и крепостное право, и сталинщина.
И как-то так исподволь получается, что в том, что народ такой, такого рабского сознания, виноват сам народ. Вот перечисленные события они как бы сами по себе, ниспосланы свыше, а народ к ним притерпелся за века вот и стал таким. А то, что эти же самые исторические процессы шли большей частью в интересах некоторой особой части этого же самого народа, это как-то выводится за скобки, опускается. И получается, виноват весь народ, масса низших сословий, а те, что сверху, у которых и образование было, и средства, и власть, они вот рабство это вот осознавали, но ничего поделать с народом не могли. Так вот и до настоящего времени – есть элита, мыслящая категориями демократии, и все остальные с рабским сознанием.
Не могу представить насаждение православного христианства в России в сознании низших сословий ничем другим, как заменой поклонения одним идолам поклонению новому. С целью облегчения управления для феодальной власти сначала княжеской, потом царской. И почти сразу же рядом с новыми христианскими образами поклонения возникает персонифицированный идол власти, которому надлежит поклоняться не в меньшей степени. А с точки зрения принесения материальных жертв, то в гораздо большей. Власть обожествляется. В обликах святых появляются реальные черты властителей, не говоря уже об атрибутике власти на тех же иконах, в церквях.
Потом в чиновных палатах обязательным становится портрет государя, размерами гораздо больше маленькой божьей иконки в темном углу. И перекреститься перед ним, поклониться ему тоже становится обязательным.
Со сменой религии на советскую идеологию икон-портретов не делается меньше. Пожалуй, и больше. Портреты, статуи Ленина, Сталина, Маркса, Энгельса обязательны во всех кабинетах. К ним добавляются изображения множества новоявленных святых советской власти. Они не только в кабинетах, они на плакатах, транспарантах, на площадях, в общественных местах и в частных домах. Им поклоняются, им возлагают цветы.
В нынешние времена изменилось, пожалуй, только количество идолов для поклонения. Их пока еще не так много в общественных местах. Но в кабинетах они уже почти обязательны. И премьер, и президент, и Дзержинский.
В маленьком детском оздоровительном лагере на 150-250 детей, построенном недалеко от нашего городка еще в довоенные времена, есть площадка для ежедневного построения детей. Раньше это называлось пионерской линейкой, где есть флагшток для флага, трибуна для выступлений. В торце площадки по центру до настоящего времени стоит растиражированная гипсовая копия скульптуры Ленина в человеческий рост. Идол периодически подновляется, красится серебрянкой.
В лагере регулярно бывают чиновники всех мастей. От местных муниципальных до региональных, включая губернатора. Надо понимать, ни один из них никогда не высказал мнения о том, что идола следовало бы убрать из детского учреждения. В противном случае это было бы немедленно исполнено. Значит, у этих чиновников идолопоклонство в крови. Оно суть их естества. Причем, как видно, им все равно кому поклоняться, новым или старым идолам. Важно само преклонение перед вышестоящими. И демонстрация этого поклонения и приучение населения к этому.
Помню приезд губернатора в это место несколько лет назад на открытие моста через местную речушку. Была глубокая осень, морось, почти снег. Были собраны немногие местные жители, привезены дети, самодеятельный хор из райцентра. Губернатору преподносились хлеб-соль и благодарственные речи за заботу о них сирых.
Кому и зачем нужно сохранение и насаждение этой рабской психологии? В чьих это интересах? Не в интересах же самого населения. И делается это веками.