02 декабря 2009

Петербургские впечатления

Впечатления от недавнего двухнедельного пребывания в Петербурге после полутора лет с последней поездки туда, конечно, многочисленные. Но можно выделить нечто основное.

Безусловно, раздражает нескончаемый поток автомобилей. Еще больше раздражают заставленные машинами тротуары, дворы, все пространства между зданиями, газоны, части скверов. Мне, привычному к длительной ходьбе, испытывающему удовольствие от движения, непонятно почему нужно в ближний от дома магазин ехать на машине, почему при наличии в пятнадцати минутах ходьбы от дома станции метро нужно ехать на работу в центр обязательно на машине. Чтобы там ее еще и парковать, а по дороге торчать в пробках.

Квартира, где я жил все две недели, была в спальном, но уже давно обжитом районе. Хотя строительство там и не прекращается. Площади застройки все уплотняются и уплотняются, этажность все растет и растет. При плотно заставленной по ночам автомобилями всей пригодной для этого территории между домами почти под окнами новостроек еще сооружаются многоэтажные паркинги.

Зачем такая плотность застройки? Зачем вообще такая искусственно создаваемая плотность населения? Цивилизованные страны уже давно отказались от такого. Ответ видится только в сиюминутной выгоде планировщиков и застройщиков, еще чиновников. Такому сконцентрированному количеству жителей в таком городе нужна хорошо оплачиваемая работа и комфортные условия жилья. Причем работа производительная, а не торговля и услуги друг другу. Если через сколько-то лет такое сбудется, люди побегут из такого муравейника. В таких условиях они не смогут восстанавливать свою работоспособность для высокопроизводительного труда. Да с еще все ухудшающейся экологией.

Был случай, возвращался в свой спальный район на метро уже после двенадцати ночи. Поразился тому, что поднимающийся вверх эскалатор полностью забит людьми, а за все время моего подъема, вниз не спускалось ни одного человека.

В новостройках построено и строится много православных храмов, но как-то востребованности их со стороны жителей я не обнаружил. Церкви иногда огромные, но даже стилизованные под старину они, во-первых, все равно оставляют впечатление новоделов, во-вторых, не вызывают тех чувств прикосновения к святости и высокому духу, которые возникают рядом со старыми храмами. Люди воцерковленные, наверно, скажут, что дело в ненамоленности.

Некоторые храмы ставят на открытых местах, другие – зачем-то внутри жилых кварталов, почти вплотную к домам, которые значительно выше самой церкви. Легко представил, как обитатели, живущие на высоком этаже, занимаются сексом, а в окно смотрит святой крест с купола, или девица решила на балконе позагорать нагишом, или вот кто-то просто вышел покурить на балкон. Приобрели церкви какую-то утилитарность, стали местом удовлетворения некоторой потребности. Так вот вышел из дома по утрянке, заскочил в церковь, свечку поставил, потом в магазин – хлеба, да сигарет купил.

В глуши, в провинции тяжело жить, но зачем жить в муравейнике, на каждом шагу сталкиваясь нос к носу с себе подобными, где невозможно найти уединение и покой даже в собственном жилище? И так почти 365 дней в году, только изредка находя возможность вырваться на природу, в естественную живому существу среду. Но и таких возможностей и такой среды становится все меньше и меньше.

Бродя по Петербургу, я любуюсь им, наслаждаюсь его панорамами, но он стал чужой. Так, как будто твой родительский дом продали, а теперь ты зашел в него и видишь только отдельные приметы прежней жизни, родного жизненного уклада. Все остальное это уже следы обустройства новых хозяев, для тебя совершенно чужие и неприемлемые в твоем доме.

Комментариев нет: