Хочется понять, что же так разъединяет людей. Почему такое неприятие мировоззрения, мироощущения других, такой антагонизм?
Наверно, все это больше связано с вопросами политики, устройства общества, взаимоотношений с властью. Но только на первый взгляд. При более близком знакомстве, узнавании фактов биографии, пристальном рассмотрении той среды, из которой вышел человек, начинаешь видеть не случайность некоторых черт характера, взглядов на жизнь, причем уже в бытовых, семейных, деловых отношениях, в отношении к природе. Зачастую это мелкие штрихи, черты, нюансы поступков человека. Но почему же антагонизм? В конце концов, все люди разные. По-моему, есть какая-то отправная точка в сознании индивидуумов, которая разводит человеческие сущности. Даже, точнее, не в сознании, а в восприятии окружающего мира.
Я человек далеко не молодой, даже не среднего возраста, скорее, пожилой. С самого детства и по сию пору самыми радостными, даже счастливыми ощущениями для меня бывают ощущения свободы в слиянии с Природой. Особенно движение в лесу, все более глубокого проникновение в него, лучше в полном одиночестве. Стремлюсь избегать встреч с людьми и даже приближаться к ним. Это нарушает состояние единства с окружающим миром.
На одном из больших форумов шел спор о необходимости воспитания детей с помощью детских организаций, подобных пионерской, даже о возрождении пионерии. Все участники устремились в воспоминания детства, о том, как были счастливы в пионерских лагерях. Я же в детстве каждое лето жил в деревне в абсолютной, полной свободе. Общался с деревенскими жителями, ребятами, пас с пастухами коров, помогал в делах. В паре километров располагался очень небольшой пионерский лагерь. Как же мне было невозможно представить себя на месте этих несвободных ребятишек, моих ровесников. Было жаль их. По детскому недоумию я презирал их. Это, несмотря на то, что режим в этом лагере был довольно-таки свободным: можно было встретить группы ребят, болтающихся по окрестным дорогам и тропам, ловящим рыбу в реке. На форуме я попробовал высказать свое отношение к раннему коллективному воспитанию. В том смысле, что ограничение свободы ребенка, жесткое регламентирование существования его, оправданное только подчинением коллективному, приводит к снижению у большинства детей индивидуального творческого потенциала, к формированию у одних лидерства, у остального большинства - подчиненности. А именно это в дальнейшем приводит к стремлению одних властвовать над людьми, а других безропотно подчиняться. Это рабская психология тех и других. Никто на форуме не понял меня, даже не попытался понять.
У меня самого никогда в жизни не возникало желания властвовать над кем-то, управлять, командовать. Ни в армии, ни на работе, ни в семье. Я только понимал, что, выполняя какое-то дело, живя вместе в семье, в коллективе нужно договариваться друг с другом, объяснять другому свою позицию, свое понимание, свои интересы. И тогда все проблемы должны решаться, дела делаться. По взаимной договоренности. Но большинству людей необходимо, чтобы ими командовали, управляли или правили они сами. Это их внутренняя потребность, они без этого жить сами не могут. Я, конечно, в своей личной жизни, в отношениях с людьми имел и имею большие проблемы. Но я не хочу и не могу быть другим. Мне не нужна власть ни для себя, ни по отношению к себе.
Вот и вопрос в том, когда и как сформировалось во мне то, что сформировалось. Думаю, основа именно в детстве. Мной не командовали, не понукали, мою свободу уважали. Вспоминая свои школьные каникулы, я удивляюсь, что мне это дала деревня, причем, именно колхозная, казалось бы, забитая, униженная, лишенная прав советская деревня. Я понимаю, что я для нее был пришлый, не свой, внесистемный. Я не был включен в механизм колхозного производства, как все окружающие, не был подчинен ему. Он был не властен надо мной. Над всеми остальными, начиная от младенцев и кончая стариками, он таковым был. Но были и еще исключения кроме меня. И не только среди пришлых, временных, были и среди местных. Конечно, степень их зависимости была разная. Была местная колхозная элита и были не колхозники. Лесники, почтальоны, фельдшеры, учителя, работники маслосырзаводика. Их начальство было или далеко, или его было очень мало. Над ними как бы не было вертикали власти. Они подчинялись гораздо больше своим собственным потребностям, своему пониманию дела. В их повседневной жизни было больше свободы творчества в обыкновенных житейских делах. Конечно, в рамках тех ограниченных ресурсов, что им оставила государственная власть. Позволяло им это многокилометровое бездорожье, отделявшее их маленький мир ото всего остального. И пока эта изоляция сохранялась, они были другими.
В городе, даже маленьком такой свободы нет. Там нужно постоянно освобождаться для творчества и с помощью творчества. А для этого необходимо иметь к этому потребность и осознание своей внутренней свободы. Для крестьянина, попавшего в город, для любого обывателя это не доступно. Лишившись естественной свободы природной среды, такой человек теряет свободу навсегда.
Если теперь вернуться к размышлению о том, что людей больше всего разъединяет, то, думаю, что вот именно это мироощущение с потребностью независимости и свободы, как пищи и воды, у одних, и поиска себе хозяина, руководителя, вождя или потребности самому властвовать у других. И формируется то или иное отношение к миру средой существования человека, особенно в начальном периоде его жизни, в семье, школе.
Двум человекам, имеющим такие разные мировоззрения, практически невозможно найти взаимопонимание особенно в сфере человеческих отношений, включая и общественные. Поэтому не нахожу смысла в том, чтобы пытаться доказывать кому-то необходимость человеческих свобод. Для этого требуется изменение мировоззрения, а это можно сделать, только изменив общественную среду обитания.
Различие между сторонниками демократии и государственниками, приверженцами авторитарного управления государством в разном мировоззрении, сформировавшемся всей предыдущей жизнью, семейными отношениями, социальной средой. Они никогда не поймут друг друга.
Мировоззрение есть у каждого человека. Только у одних оно глубоко и всеохватно, просматривает множество сфер жизни, у других это маленький кусочек сознания о том, как удовлетворять свои чисто физиологические потребности.
Чтобы понять и, может быть, разрешить проблему противостояния, разобщенности людей, в частности, в России, нужно разобраться, понять разницу мировоззрений двух больших групп «мы» и «они». В первую очередь понять разницу условий формирования этих мировоззрений. Как и в чем выросли «они» и как – «мы». Как, благодаря каким условиям существования сформировалось мировоззрение о праве властвования одних над другими, о праве использовать ресурсы общества в своих личных интересах и присваивать их?